Помимо мотивов принятия
ребенка на воспитание, замещающие семьи, впрочем, как и все остальные, обладают
еще одной немаловажной характеристикой: стилем семейного воспитания. От того,
какой стиль воспитания выбран родителями, зависят и внутрисемейные отношения
(детско-родительские отношения, семейная иерархия), и формирование личности
приемного ребенка, наличие или отсутствие у него тех или иныххарактерологических черт, и характер
протекания двустороннего адаптационного процесса.
Рассмотрим основные стили
семейного воспитания и постараемся выяснить, каким образом тот или иной стиль
влияет на процесс адаптации приемного ребенка в семье.
Опека или гиперопека
По сути, диктат родителей
и опека - явления одного порядка. Различия в форме, а не в существе. Да, разумеется,диктат предполагает насилие, приказ, жесткий
авторитаризм, а опека - заботу, ограждение от трудностей, ласковое участие.
Однако результат во многом совпадает: у детей отсутствуют самостоятельность,
инициатива, ответственность, они так или иначе отстранены от решения вопросов,
их касающихся, тем более, общих проблем семьи. У детей-сирот, воспитывающихся в
таких семьях, усугубляются, присущие им инфантилизм, иждивенчество, что и без
того затрудняет процесс их адаптации в семье и социализацию в обществе. Такой
стиль воспитания будет характерен, на наш взгляд,для замещающих родителей, имеющих следующие
мотивы принятия ребенка на воспитание в семью: мотив «смысла жизни», мотив
преодоления одиночества и мотив компенсации утраты собственного ребенка.
Светлана К. 39 лет,
одинокая мать, воспитывает приемного мальчика 11-ти лет. Взяв на воспитание
ребенка-сироту,Светлана старается его
оградить от всех проблем и трудностей повседневной жизни. Она надевает его ,
собирает за него портфель, убирает в его комнате, водит в школу, делает
дорогостоящие покупки по первому требованию и т.д. От учителей начали поступать
жалобы о том, что мальчик безынициативен, не может самостоятельно выполнять
поручения классного руководителя, установить контакт со сверстниками, часто
капризен и агрессивен.
Сопровождая эту семью,
педагоги-психологи констатируют тот факт, что если мать не изменит своего стиля
воспитания, то это со временем приведетк формированию у мальчикаинфантилизма
и иждивенчества, что в конечном итоге затруднит его социализацию в обществе.
Диктат или авторитарный
стиль воспитания
Родители, предпочитающие
всем видам воздействия приказ и насилие, неизбежно сталкиваются с
сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы и другие
жестокие меры воздействия своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками
грубости, а иногда откровенной ненавистью. Ребенок в таком случае надолго
застревает на второй кризисной стадии адаптации, которая характеризуется
регрессом в поведении (капризность, неумение устанавливать контакты с
ровесниками),необоснованными страхами,
возникновением психологических барьеров между родителями и детьми.
Но даже если
сопротивление сломлено, победа оказывается пирровой. Вместе со сломленным
упорством оказываются сломленными, растоптанными многие ценные качества
личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность,
вера в себя и свои возможности, что впоследствии приводит к формированию вялой,
апатичной, безынициативной личности, не умеющей отстоять свою точку зрения и
интересы. Добавьте сюда личностные проблемы и особенности, свойственные детям –
сиротам и вы получите полностью дезадаптированнуюи десоциализированную личность.
Ирина Д. воспитывает
приемную девочку 12-ти лет. Мать установила для ребенка жесткие рамки
поведения, опасаясь, что проявится наследственностьи девочка выйдет из-под контроля. К подростку
предъявляются завышенные требования , ведется строгий контроль за их
выполнением. Жизнь девочки в семье, школе, общение со сверстниками жестко регламентируется.
Приемная мать навязывает подростку своё мнение и не принимает во внимание точку
зрения ребенка. В результате такого стиля воспитания у девочкипоявились вредные привычки: обкусывание
ногтей, выдергиваниеволос, что
свидетельствует о повышенном уровне тревожности. Как реакция накрик и замечание матери девочка забирается
под стол, становится на четвереньки и начинает лаять.
В данном случае вся
работа педагога-психолога должна быть направлена на коррекцию поведения матери
по отношению к ребенку, так как в дальнейшемдевочка будет дезадаптирована и десоциализирована.
Ребенок может быть не
только объектом, но и субъектом диктатуры.
Существуют семьи, в
которых ребенок является настоящим маленьким тираном. Вообще-то нередко это
происходит в семьях, где родители, проникнутые жалостью и состраданием к
ребенку - сироте, готовы сделать все, чтобы компенсировать то, чего лишило его
сиротство и пребывание в детском доме(альтруистическая мотивация).Или
это может быть долгожданный ребенок, появившийся у немолодых родителей,
потерявших надежду на потомство (мотив, удовлетворяющий потребность в
продолжении рода). Как правило, отказа такому малышу не бывает ни в чем, любые
его требования безоговорочно выполняются.Несомненно, при этом стиле воспитания ребенок легко и быстро входит в
семью и так же быстро осознает, что он является центральной фигурой в семье.
Отсюда и исходят основные поведенческие проблемы такого ребенка: усугубляются
иждивенческие черты, появляется требовательность, капризность, не развивается
самостоятельность. Все это препятствует формированию зрелой личности,
затрудняет процесс адаптации ребенка в обществе.
Мирное существование или
попустительский стиль воспитания
Здесь все выглядит вполне
благопристойно. У каждого свои дела, свои проблемы, свои трудности и успехи.
Родители работают, дети учатся, у каждого своя сфера, своя отрасль
деятельности. Никто не переходит демаркационную линию, могут быть лишь
недоразумения. И казалось, такой тип отношений в семье надо только
приветствовать.
Но, став на путь
формирования индивидуалиста, родители пожинают, в последствие,горькие плоды. Семья как центр притяжения,
как эмоциональный магнит, как семейный очаг для ребенка не существует. Жизнь
родных, их радости и невзгоды для него за семью печатями. При таком стиле
воспитания, ребенок, предоставленный самому себе, будет растерян. Он будет
стараться всячески привлечь к себе внимание родителей плохим поведением,
возвратом вредных привычек, мнимыми болезнями и жалобами. Ребенок будет
чувствовать себя брошенным, никому не нужным. В итоге ребенок все же
адаптируется к таким условиям, научится решать все свои проблемы
самостоятельно, но он вырастет эмоционально холодным по отношению, не только к
замещающим родителям и другим близким, но и к людям вообще. И рано или поздно
наступит критический момент - беда, болезнь, трудности, когда от него потребуют
и участия, и включения в общесемейные проблемы, и добрых чувств, и убедятся в
его полной неспособности ко всему этому. Они будут горько сетовать по поводу несостоятельности
юноши как сына, девушки как дочери, не отдавая себе отчета в том, что это -
несостоятельность сложившейся системы семейных отношений.
Екатерина М.воспитывает приемную девочку 13-ти лет. Мать
обратилась к педагогу-психологу с жалобами на то, что дочь не ночует дома,
пропускает занятия в школе, ворует дома деньги, безразлично относится к
семейным проблемам. В ходе проведения бесед и диагностики стало ясно, что с
первых месяцев проживания ребенка в семье мать была непоследовательна и противоречива
в своих требованиях к поведению девочки, не проявляла интереса к её успехам и
неудачам, была безразлична к переживаниям ребенка, не уделяла ей должного
внимания.
В данной ситуации
необходимо проведение работы по изменению стратегии поведения матери по
отношению к ребенку, восстановлению детско-родительских отношений.
Конфронтация
Название этого стиля
воспитания говорит само за себя. В этой семье нет теплых внутрисемейных
отношений. Отношения с приемным ребенком могут либо не складываться вообще,
либо один из членов семьи может попытаться «перетащить» ребенка на свою
сторону. В этой ситуации речь об адаптации ребенка в замещающей семье вообще
может и не идти. Все зависит от глубины внутрисемейного конфликта.В таких условиях, ребенокдезориентирован, сбит с толку, перед ним нет
четкого представления о семейных ценностях, правилах поведения. Постепенно у
ребенка нарастает тревога, переходящая в неврозы и психосоматические
заболевания, вспоминаются психотравмы, полученные в кровной семье, возникают
реакции компенсации, возвращаются вредные привычки. Ребенок становится
неуправляемым. Все это подталкивает родителей к принятию решения о возврате
ребенка в интернатное учреждения. Они и не догадываются, что причина подобного
поведения ребенка – они сами и та нездоровая, нестабильная семейная обстановка,
которую они создали.
Супруги Д. воспитывают
приемного мальчика 6-ти лет. Приемный ребенок находится в семье 1,5 года. К
педагогу-психологу родители обратились с проблемами в поведении ребенка
(протестные реакции на замечания матери), вернулись вредные привычки
(обкусывание ногтей, раскачивание), участились приступы бронхиальной астмы. С
данной семьей была проведенадиагностика, в ходе которой выяснилось, что в течение всего периода
родители не смогли выработать единый стиль воспитания ребенка. Если мать
предъявляла строгие требования к ребенку и к его поведению, то отец был мягок и
не требователен. На этой почве родители часто конфликтовали, что и отразилось
на поведении и на психосоматическом состоянии мальчика. При таком стиле
воспитания ребенокдезорганизован, у
него не формируются представления о семейных ценностях и правилах поведения.
Родителям в такой ситуации необходимо научиться согласовывать свои требования иметоды воспитания.
Сотрудничество или демократический
стиль воспитания
Но ведь должен
существовать оптимальный вид тактики семейного воспитания?Да, это сотрудничество. Именно при таком
стиле воспитания преодолеваются эгоизм и иждивенчество ребенка-сироты,
формируется установка на сотрудничество с членами новой семьи. А это уже
предполагает, что семья обретает особое качество, становится группой особого
типа, превращается в коллектив. Ребенок в такой семье быстро усваивает нормы и
правила поведения, у него формируется четкое представление о семейной иерархии,
семейных ценностях и традициях. Как правило, в таких семьях превалируют теплые
детско-родительские отношения. Замещающие родители являются примером и
авторитетом для ребенка. Постепенно формируется взаимная привязанность. Это
самый оптимальный стиль отношений между родителями и детьми.
Супруги С. воспитывают
мальчика 8-ми лет. Ребенок в семье проживает 3 года.До того, как мальчик попал в приемную семью,
он был брошен своей родной матерью в 4-летнем возрасте, бродяжничал. Когда
мальчик оказался в государственном учреждении,у него былине развиты навыки
самообслуживания, сужен кругозор. Он был замкнут, агрессивен.
С самых первых дней
проживания в приемной семье к ребенку стали относитьсякак к равноправному члену. Мальчик участвовал
в решении всех семейных проблем, к его мнению прислушивались. Все члены семьи
оказывали ребенку всестороннюю помощь и поддержку. Со временем у родителей с
ребенком сформировались теплые и доверительные отношения. Такие отношения с
приемными родителями побудили и возникновение дружбы приемного ребенка с
кровными детьми. Мальчик довольно быстро усвоил правила поведения в семье и в
обществе, семейные ценности и традиции. Процесс адаптации ребенка при таком
стили воспитания прошел незаметно и без проблем.
Жизнь взрослого человека
изобилует сложными, иногда просто трудными, иногда драматическими ситуациями.
Если родители хотят,чтобыприемный сын илиприемная дочь стали ближе, роднее, то первое
правило - не ограждать их от горестей и радостей взрослого человека, а делать
не только их свидетелями, но и прямыми участниками. Причем идти на это надо как
можно раньше, прямо и смело, давая доступные (с учетом возраста) разъяснения.
Итак, мы видим, что на
протекание процесса адаптации ребенка-сиротыв замещающей семье влияет множество социально – психологических
факторов, которые, прежде всего, зависят от самойсемьи: мотивация принятия ребенка,
психологическаяготовность и
педагогическая компетентность замещающих родителей,характер внутрисемейных отношений,
внутрисемейная иерархия, ценности членов семьи и, наконец, стиль семейного
воспитания. Наличие всех этих факторов еще раз подчеркивает необходимость
профессионального сопровождения пребывания ребенка в замещающей семье не только
в период его адаптации, но и в течение довольно длительного времени, пока семья
самостоятельно не научиться эффективно решать проблемы, связанные с воспитанием
приемного ребенка.