Из опыта работы с
замещающими семьями выделяют несколько групп факторов, влияющих на успешность
адаптации ребенка в семье:
- факторы, связанные с
личностными особенностями самого ребенка (к ним относятся последствия
депривации, негативный прошлый жизненный опыт);
- факторы, связанные с
личностными особенностями замещающих родителей (мотив принятия ребенка в семью,
стили воспитания);
- факторы, связанные с
социальным окружением приемной семьи (отношение близких родственников, членов
семьи, соседей, педагогов, медицинских работников к приемному ребенку,
сотрудничество со специалистами, сопровождающими семью).
Факторы, связанные с
личностными особенностями самого ребенка
К данной группе факторов
относятсяпсихическое, эмоциональное,
умственное и физическое развитие ребенка-сироты. Все эти особенности и влияние
на адаптацию ребенка нами были описаны ранее.
Факторы, связанные с
личностными особенностями замещающих родителей
К этой группе факторов
можно отнести мотивы принятия ребенка в семью и стили семейного воспитания.
Мотивы
принятия ребенка в семью
Судьба
детско-родительских отношений в новой семье в значительной степениопределяется мотивацией принятия ребенка –
сироты в семью. Можно выделить следующие мотивы:
1) Мотив, удовлетворяющий
потребность в продолжении рода. Как правило, причины принятия ребенка в семью
связаны с бесплодием супругов, безуспешно пытающихся на протяжении ряда лет с
помощью лечения решить эту проблему. Принятие на воспитание ребенка
воспринимается бездетными супругами как единственный способ создания
полноценной семьи. Обычно, инициатором выступает супруга, в силу выраженной
«спонтанной тяги» к материнству.
Факторами риска в
воспитании приемного ребенка в данном случаевыступают разногласия супругов в желании усыновить ребенка, во взглядах
на воспитание, страх «дурной наследственности», предвзятое восприятие
индивидуально-психологических особенностей приемного ребенка. Все это приводят
к тому, что замещающие родители пугаются различных негативных поведенческих
проявлений ребенка в период его адаптации к проживанию в семье, склонны всю
ответственность за своинеудачи в деле
воспитания перекладывать на ребенка, объясняя все «дурной наследственностью». В
последствии в этой семье не складываются детско-родительские отношения,
возникает риск возврата ребенка в интернатное учреждение.
Супруги С., в браке более
15 лет, бездетные. Прошли медицинское обследование, лечение – безрезультатно.
Жена считала, чтоединственный способ создать
полноценную семью -принять в свой дом
ребенка из государственного учреждения,муж к этому решению относился равнодушно. Так в семье появилась Маша 7
лет. Через шесть месяцевпроживания в
семье девочка пошла в школу. Она трудно адаптировалась в школе, возникли
сложности в обучении и общении со сверстниками. Все это родители объясняли
«дурной наследственностью» девочки, они не знали как себя вести в данной
ситуации, поскольку опыта воспитания детей не имели. Крометого, возникли разногласия и между самими
родителями по поводу методов воспитания. В конечном счете, родители не видели
другого выхода из сложившейся ситуации, каквозврат ребенка в интернатное учреждение.
При работе с семьей
такого типа специалистам следует помнить, что здесь основной проблемой
замещающих родителей является недостаток информации о детях - сиротах, об их
поведенческих и характерологических особенностях, способах взаимодействия с
детьми, отсутствие собственного родительского опыта, педагогическая
некомпетентность. Поэтому, необходимо восполнитьэти пробелы, предоставить таким родителям
исчерпывающую информацию по различным вопросам воспитания детей и особенностям
их поведения вообще и в адаптационный период, в частности, показать наиболее
приемлемые способы взаимодействия с детьми, давать психолого-педагогические
консультации по всем интересующим вопросам. Только так возможно предупредить
нежелательный исход – возврат ребенка в интернатное учреждение.
2) Мотив «смысла жизни».
Приемный ребенок придает осмысленность существованию родителей, позволяет
определить жизненные цели и задачи.
Здесь существует
опасность в том, что замещающие родители будут иметь склонность к идеализации
приемного ребенка. И после того, как пройдет первый период адаптации и ребенок
станет познавать границы дозволенного в семье, когда в его поведении наметится
регресс, родители могутиспытать сильное
разочарование. Но имеется и позитивный момент, который выражается в готовности
родителей преодолеть все трудности адаптационного периода.
Елизавета П. 41 год,
разведена. Имеет хорошую работу, материально обеспечена. У неё широкий круг
интересов и множество друзей и знакомых. Тем не менее, удовлетворенности от
жизни не испытывала. Дляпридания
определенного смысла своей жизни решается взять на воспитаниеребенка. Игорь 6 лет, оказался мальчикомактивным и подвижным. Особенно ярко проблемы
в поведении стали проявляться после поступления ребенка в школу. Игорь бегал по
классу во время уроков, вскакивал с места, поведение в школе было просто
невыносимым. Мать была сильно разочарована, но, тем не менее, была готовак сотрудничеству со специалистами,трудной и продолжительной работе с мальчиком.
Помощь специалистов таким
родителям направлена на повышение их психолого - педагогической
осведомленности, проведение индивидуальных консультаций по вопросам воспитания
и коррекционно-развивающих занятий с детьми.
3) Мотив преодоления
одиночества.Ребенок рассматривается как
значимый партнер, с которым можно установить отношения близости и доверия,
источник положительных эмоциональных переживаний, опора в старости. Подобная
мотивация превалирует у одиноких людей, по разным причинам не сумевшим создать
или сохранить семью.
Факторами риска в этом
случае являются чрезмерность и неадекватность ожиданий в отношении личностных
качеств ребенка (чуткости, доброты, заботливости и т.д.), возраст усыновителей
(предпенсионный и пенсионный), не позволяющий полностью реализовать
воспитательную функцию в период высокой профессиональной и социальной
активности , отсутствие опыта в воспитании детей. Все это, как и в предыдущем
случае, может привести к разочарованию в ребенке, особенно велика эта опасность
в период адаптации ребенка к проживанию в семье.
Супруги Р., бездетные,
жена - 45 лет, муж - 48 лет. Не имея возможности иметь своих детей, они взяли
на воспитание 3-х летнего мальчика. После определения ребенка в детский
садот воспитателей приемным родителям
стали поступать жалобы на то, что ребенок ломает игрушки, обижает детей,
требует к себе особого внимания.
Во время беседы педагога-психолога
Центра с приемной матерью выяснилось, что в семье мальчику во всем потакают,
исполняют все его требования и капризы, ни в чем не отказывают. Родители
говорят: «Мы все для него – зато в старости будет на кого опереться».
4) Альтруистическая мотивация.Стремление защитить ребенка, оказать ему
помощь и содействовать в создании благоприятных условийразвития, «вырвать» ребенка из «ужаса»
детского дома. Этот вид мотивации представляется особенно важным, поскольку в
данном случае приемный родитель фокусом своих усилий делает благополучие и
интересы ребенка, а не удовлетворение собственных интересов и потребностей.
Игорь и Марина Р. Приняли
в семью на воспитание Сашу 8 лет. Родители решили приложить все усилия для
того, чтобы мальчик как можно скореезабыл всё то плохое, что было у него в прошлом. Они баловали его,
выполняли все его требования и капризы. Вскоре они почувствовали, что мальчик
стал к ним относиться как к источнику получения различных благ и удовлетворения
своих потребностей. Он не хотел учиться, хотел гулять, грубил родителям,
требовал купить дорогой телефон и компьютер. В свою очередь, родители стали
упрекать его в том, что он неблагодарный.
Опасность такого вида
мотивации кроется в стремлении родителя из самых благих намерений построить
асимметричные отношения с ребенком, в которых ребенку неосознанно навязывается
роль «потребителя» тех условий, которые создает для него родитель -
благодетель. Очевидно, что при такой потворствующей гиперпротекции ребенок
выучится только брать, ничего, не отдавая взамен. Кроме того, такие родители
полагают, что ребенок должен быть им благодарен за «спасение» из детского дома
и очень огорчаются, когда не получают ожидаемой признательности и
благодарности. Это приводит к ухудшению детско-родительских отношений,
затруднению процесса взаимной адаптации.
5) Мотив компенсации
утраты собственного ребенка. Родители, пережившие смерть ребенка, стремятся как
можно скорее восполнить жизненную пустоту и смысловой вакуум усыновлением
ребенка.
Это один из самых опасных
мотивов. Подобная мотивация может стать причиной трудностей детско-родительских
отношений и даже отвержения приемного ребенка. Идеализация прошлого и
постоянное сравнение родителями своего собственногои усыновленного ребенка, осуществляемое как
на осознанном, так и на неосознанном уровне, приводят к разочарованию,
дистанцированию, отчужденности и даже отказу от усыновления.
Обычно усыновители
стремятся взять в семью ребенка, максимально похожего на собственного сына или
дочь – того же возраста, пола, той же внешности. Сходство в этих случаях не
помогает, а, напротив, осложняет принятие ребенка-сироты, который, естественно
по всем показателям будет в глазах родителей уступать их родному ребенку.
Поэтому рекомендуется принимать в семью ребенка другого пола и более младшего
возраста, чем родной ребенок.
Ирина С. 36 лет, потеряла
сына. Для компенсации утраты решила усыновить мальчика такого же возраста, как
и её погибший сын.
Уже в период знакомства с
будущим приемным ребенком Ирина спрашивала у педагога-психолога: «Почему Диме
не интересно то, о чем я ему рассказываю, ведь мой сын был в этом возрасте
очень любознательным?» Идеализация прошлых отношений и постоянное сравнивание
приемного ребенка с собственнымпривели
Ирину к неуверенности, разочарованию в Диме, охлаждению в их отношениях.
Психологи, работающие с
подобными случаями, рекомендуют родителям, желающим принять ребенка на
воспитание, временно отложить это для того, чтобы справиться с горем и скорбью
утраты.
6) Мотив стабилизации
супружеских отношений. Данная мотивация является деструктивной, поскольку, в
этом случае, ребенок выступает, в первую очередь, как средство налаживания
«давших трещину» супружеских отношений. Трудно предсказывать успех в решении
подобной задачи, поскольку воспитание приемного ребенка, со своими проблемами и
трудностями развития, станет скорее еще одним поводом для конфликтов и
охлаждения, чем для сплочения супругов, что может привести и к распаду семьи, и
к возврату ребенка в интернатное учреждение. Вместе с тем, при определенных
условиях, вариант объединения супругов на почве общей целивоспитания также возможен.
Отношения в семье
супругов Г. далеки от идеальных, они решают взять ребенка на воспитание,
который, по их мнению, укрепит их союз. В первые месяцы проживания ребенка в
семье все шло хорошо, а именно: взаимоотношения с ребенком складывались удачно,
да и супруги почувствовали, что их отношения налаживаются. Но адаптация ребенка
в семье процесс длительный и сложный и при возникновении первых незначительных
проблеммуж испугался и решил покинуть
семью.
7) Прагматический мотив
улучшения материального и жилищного положения.Несомненно, данная мотивация является самой деструктивной и тщательно
скрывается замещающими родителями. Трудно предугадать, как будут складываться
детско-родительские отношения в данной семье и как будет проходить
адаптационный процесс, т.к., в данном случае, возможно все: от пренебрежения
основными нуждами и потребностями ребенка, эмоционального отвержения до
формирования привязанности друг к другу, как положительного исхода процесса
адаптации ребенка в замещающей семье.
Одинокая женщина взяла на
воспитание мальчика 6 лет. Во время посещений семьи специалистами Центра
выяснилось, что у ребенка отсутствуют игрушки, книги, одежда, соответствующая
возрасту и погодным условиям. Специалистами так же отмечалось несоответствие
веса и роста мальчика возрастной норме. В беседеребенок рассказал, что на завтрак он пьет чай
с булкой, обедает в школе, а на ужин ест гречневую кашу. Приемная мама
объясняла, что мясо мальчик не любит, а рыбу в их семье есть не принято.
Впоследствии выяснилось, что все деньги, выплачиваемые на содержание ребенка,
мама откладывала себе на отдых.
Учет мотивации принятия
ребенка в семью позволяет прогнозировать успешность взаимной адаптации
родителей и детей и корректировать, в случае необходимости, как психологическую
готовность супругов, так и детско-родительское взаимодействие.
Психологическая
готовность замещающих родителей к принятию на воспитание ребенка включает
следующие компоненты: мотивационную готовность;психолого-педагогическую компетентность в вопросах развития и воспитания
детей (информированность о возрастно-психологических особенностях детей, целях,
задачах и методах воспитания, знание и понимание того, какое влияние оказывает
социальная и семейная депривация на психическое развитие ребенка в разные
возрастные периоды); адекватность когнитивного образа приемного ребенка
(информированность усыновителей об истории развития ребенка, его родителях и
родственниках, основных жизненных событиях и характере переживания их ребенка,
знание индивидуально-личностных особенностей приемных детей, их интересах,
привычках, «сильных» и «слабых» сторонах; информированность о круге общения
ребенка, его друзьях); эмоционально-волевую готовность (настойчивость в
преодолении трудностей воспитания, эмоциональная стабильность, толерантность к
проявлению дезадаптивного поведения, развитая эмпатия, центрация на интересах
ребенка, а не на собственных желаниях).