Именно так можно
сформулировать главную цель взрослых – воспитателей и учителей, дедушек и
бабушек, родителей. Уникальность роли последних в развитии личности и
творческого потенциала ребенка с первых дней его жизни трудно переоценить. Тем
более когда речь идет о детях, переживших различные психологические травмы.
Совместные дела и общение, гармоничные, слаженные взаимоотношения в
семье и поддержка – это залог благополучного становления и адаптации ребёнка,
который вошел в ваш дом. И для него это особый период в жизни, который сопровождается
к тому же и сменой привычного окружения, и своего положения дома, и сменой
образовательного учреждения – список можно продолжать. К особому периоду стоит
отнести и самый первый год обучения в школе. Хотите, чтобы Ваши дети с удовольствием
приходили в школу, чтобы им нравилось учиться, общаться со сверстниками? Тогда
эти материалы подготовлены специально для Вас.
Одним из особенных периодов
в развитии ребенка является начало первого класса. От того, как сложатся отношения
ребенка со школой и с учителем, будет зависеть настроение, здоровье,
благополучие не только Вашего школьника, но и всей семьи – и на много лет
вперед. Очень важно с самого начала вселить в него уверенность в своём успехе,
не дать ему укрепиться в мысли о том, что «ничего не получится», иначе впоследствии
бороться с апатией Вы будете очень долго. При поддержке взрослых дети вырастают
с окрепшей, окрыленной душой. Никогда не говорите ребенку: «Ты плохой». Если
ребенок сделал то, что достойно порицания, нельзя смешивать оценку поступка с
оценкой ребенка. Плохим может быть поступок, ребенок, В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ – ХОРОШИЙ.
В непростой адаптационный период каждому человеку в любом возрасте, особенно маленькому
человеку, необходима поддержка. Нужно знать, как это можно сделать и как
определить, что адаптация прошла успешно. Признаки успешной адаптации: Первый
признак – удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе,
он не испытывает неуверенности и страхов. Второй признак – ребенок легко
справляется с программой. Третий признак – много новых друзей, хорошие
отношения.Если школа обычная и программа
традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо
поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а
также не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.Чем же можно помочь? Прежде всего, это
общение – доброе, интересное. А такжеорганизация
игр, помогающих общаться, учиться, понимать программный материал. Легче детям
учиться, если они в игре приобретают знания и навыки на основе увлекательного
взаимодействия с окружающим миром, посредством собственного опыта в качестве
маленьких исследователей, художников, акте- ров. Здесь взрослые,
наблюдая за своими ребятами, радуясь и удивляясь, размышляя и советуясь со
специалистами, уверенно и радостно осваивают интересную и сложную роль
родителя. А дети осваивают искусство быть успешными и счастливыми. Вот несколько
конкретных советов. Похвала. Больше всего на свете в течение первого года учебы
Ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только формирует свои отношения с
одноклассниками и учителями, но и впервые понимает, что с ним самим кто-то
хочет дружить, а кто-то – нет. Именно в это время у малыша складывается свой
собственный взгляд на себя. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и
уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за
двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных
упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.
При выполнении домашних
заданий помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10-15
минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут
необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете
просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под
музыку несколько минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма.
Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не
должна превышать один час. Пробуждение ребенка. Не нужно будить ребенка, он
может испытывать чувство неприязни к матери, которая вечно тормошит его,
стаскивая одеяло. Он заранее может вздрагивать, когда она входит в комнату с
фразой: «Вставай, опоздаешь». Гораздо лучше научить его пользоваться будильником.
Лучше купить будильник и, преподнося его, например, так обыграть ситуацию:
«Этот будильник будет только твоим, он поможет тебе вовремя вставать и везде
успевать». Если ребенок встает с трудом, не нужно дразнить его «лежебокой»,
вступать в спор по поводу «последних минуток». Можно решить вопрос по-другому –
поставить стрелку на пять минут раньше: «Да, я понимаю, вставать сегодня
почему-то не хочется. Полежи еще пять минут». Эти слова создают атмосферу
теплоты и добра, в противоположность крикам. Можно включить громче радио. Когда
малыша утром торопят, то часто он делает все еще медленнее. Это его
естественная реакция, его мощное оружие в борьбе с распорядком, который его не
устраивает. Не надо лишний раз торопить, лучше сказать точное время и указать,
когда он должен закончить то, что делает: «Через 10 минут тебе надо выходить в
школу». «Уже 7 часов, через 30 минут садимся за стол».а едой можно говорить по душам,
только о хорошем. Любую другую возможность для общения во время похода в
магазин, поездки на электричке, уборки и так далее советуем использовать для
игры. Игры-упражнения, способствующие развитию детей, их воображения, мышления,
навыков общения и социальной адаптации, знакомству с окружающим
миром, вхождению в мир искусства и творчества, а главное – поддержанию и
усилению детской познавательной активности – основа полноценного детского
развития и главное условие их будущей успешности в школе и в жизни. Например,
умение видеть вокруг математику, родной язык, прекрасное и многое другое. Как
это можно сделать и что можно увидеть, более подробно предлагаем узнать в
нашихкнигах: «Математика вокруг нас»,
«Уроки-экскурсии по математике для начальной школы», «Успешный старт»,
«Наглядные таблицы по математике», «Воспитание мыс- ли» и др. Многие из этих
книг можно приобрести в Интернет- магазинах.
«Жетоны
радости».
Родители и дети вырезают из бумаги круглые
жетоны и каждый день на них записывают: родители – чем их порадовали дети, дети
– чем их порадовали родители. Затем дарят их друг другу.
«Найди
в плохом хорошее».
Выбирается одна не очень
приятная ситуация, необходимо в ней найти что-то хорошее. Кто найдет больше,
тот и выиграл.
«Угадай
по описанию».
Игра на развитие речи,
слухового внимания. Ведущий собирает несколько предметов в мешок и по
очереди описывает их. Кто угадывает, тот получает этот предмет. Выигрывает тот,
у кого больше предметов.
«Сочиняем
сказку».
Участники садятся в круг,
берут талисман (мягкую игрушку), и каждый игрок по очереди говорит одну фразу,
другой – другую, которая является продолжением первой. И в конце должен
получиться рассказ-сказка.
«Комплименты».
Участники садятся в круг,
берут клубок ниток и начинают его распутывать. Один участник берет конец нитки
в руки, говорит комплимент любому участнику игры и передает ему клубок ниток,
второй берет клубок, берется за нитку, говорит комплимент третьему участнику
игры и так далее. Когда клубок распутается, нужно его обратно смотать, клубок
передается в обратном порядке, при этом участники вспоминают сказанные ранее комплименты.
«Компромиссы».
Выбирается одна спорная
ситуация, в которой одни хотят одно, другие – другое. Необходимо
найти как можно больше альтернативных решений для данной ситуации. Кто найдет
больше, тот и выиграл.
«Найди и промолчи».
Аналогия игры
«Горячо-холодно». Прячется игрушка на сравнительно видное место. Входят играющие.
Когда кто-то из них увидит игрушку, то он не кричит, не говорит, что нашел её,
а лишь показывает это условным знаком. Условный знак может быть таким: сесть на
стул, хлопнуть в ладоши и т.д.
«Штирлиц».
Игра на развитие памяти и
внимания. Водящий перед играющими выставляет от 5 предметов. Играющие запоминают
и отворачиваются. Ведущий меняет расположение предметов или убирает 1-2
игрушки. Играющие поворачиваются и угадывают, что изменилось. Далее количество
предметов увеличивается.
«Через
стекло».
Участники игры делятся на
пары. Один изображает, что сидит в вагоне поезда, а второй – стоит на
платформе. Далее один через стекло объясняет что-то другому при помощи пантомимы
(жестов, мимики, движения). Второй – старается понять. Затем участники меняются
ролями.«Где мы были, мы не скажем, а
что делали – покажем» Участники делятся на две команды. Каждая команда
придумывает, что она будет показывать при помощи пантомимы другой команде. Это
может быть поездка на машине, поход на пляж, урок в школе. Потом команды
показывают друг другу свои пантомимы и угадывают.
«Пантомима».
Выбирается ведущий. Он
пишет карточки. В них могут быть написаны разные слова: заяц, велосипед,
мама, нежность, ручка, кастрюля и т.д. Игроки по очереди вытаскивают карточки и
при помощи мимики, жестов показывают это слово, а остальные угадывают.
«Передай
рисунок».
Участники рисуют пальцем друг у друга на спине
или на ладошке рисунки и угадывают их.
«Дорисуй
рисунок».
Участники по очереди
дорисовывают рисунок. Первый начинает рисовать, но рисует не до конца, второй
продолжает, но тоже не до конца, передает следующему, и так очередь доходит до
первого. Он тоже что-то рисует и передает дальше, и так до тех пор, пока рисунок
не будет закончен.
Полезно также общаться с
детьми посредством кукол, игрушек, в том числе самодельных. Например, дети сами
могут вместе со взрослыми изготовить из перчатки куклу, особенно, если вторая
перчатка из пары утеряна.
Верните Вашим детям игры,
в которые Вы играли в детстве, и которых им катастрофически не хватает в наше
время. Этоигры в классики, в мяч, в
«Съедобное – несъедобное», в «Черное с белым не носить» и многие другие.Именно такие игры заменяли нам с Вами курсы
подготовки к школе.